Правила выявления инцидентов информационной безопасности информационных систем персональных данных
1. Общие положения
1.1. Правила выявления инцидентов информационной безопасности информационных систем персональных данных (далее – Правила) устанавливают порядок разбирательства и составления заключений по фактам несоблюдения условий хранения носителей персональных данных, использования средств защиты информации, которые могут привести к нарушению конфиденциальности персональных данных или другим нарушениям, приводящим к снижению уровня защищенности персональных данных, разработку и принятие мер по предотвращению возможных опасных последствий подобных нарушений, а так же выявления, разбирательства и предотвращения иных инцидентов информационной безопасности в ООО "АННА ГРИГОРЬЕВА" (далее – Оператор).
1.2. Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», а также иными нормативными правовыми актами действующими на территории Российской Федерации.
1.3. Настоящие Правила обязательны для работников Оператора, участвующих в выявлении, разбирательстве и предотвращении инцидентов информационной безопасности.
1.4. Инцидент информационной безопасности (далее - ИБ) — это определенное событие, которое может указывать на то, что информация или данные организации были украдены или могли быть украдены, а системы защиты не сработали.
2. Выявление инцидента информационной безопасности
2.1. Основными источниками информации об инцидентах ИБ являются:
- факты, выявленные ответственным за организацию обработки персональных данных, администратором информационной безопасности и иными уполномоченными работниками Оператора.
- факты, установленные в результате проверок и внутреннего аудита;
- обращения субъектов персональных данных;
- запросы и предписания органов надзора за соблюдением прав субъектов персональных данных;
- иные источники информации.
2.2. Работник Оператора может выявить признаки инцидента ИБ путем анализа текущей ситуации на предмет ее соответствия требованиям действующего законодательства и локальных нормативных актов Оператора. Подобные сведения должны быть незамедлительно переданы выявившим их работником ответственному за организацию обработки персональных данных.
3. Принятие решения о проведении разбирательства
3.1. Ответственный за организацию обработки персональных данных (далее - Ответственный) после получения информации о предполагаемом инциденте ИБ незамедлительно проводит первоначальный анализ полученных данных. В процессе анализа проводится проверка наличия в выявленном факте нарушений.
3.2. По усмотрению Ответственного, при отсутствии негативных последствий, может быть принято решение об отсутствии необходимости в проведении проверки.
3.3. В случае наличия признаков инцидента ИБ в полученной информации, Ответственный принимает решение о проведении разбирательства и информирует лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного органа Оператора (далее - Руководитель).
4. Разбирательство инцидента ИБ
4.1. Целями разбирательства инцидентов ИБ являются:
- выработка организационных и технических решений, направленных на снижение рисков нарушения информационной безопасности, предотвращение и минимизацию подобных нарушений в будущем;
- обеспечение прав субъектов персональных данных на обеспечение безопасности и конфиденциальности их персональных данных;
- предотвращение несанкционированного доступа к персональным данным или передачи их лицам, не имеющим права доступа к такой информации.
4.2. Разбирательство инцидента ИБ осуществляется Руководителем Оператора, ответственным за организацию обработки персональных данных и администратором информационной безопасности, если иной состав лиц не определен приказом Руководителя Оператора.
4.3. В ходе разбирательства ИБ осуществляются следующие действия:
- проверка факта возникновения инцидента ИБ;
- установление размера вреда, причиненного инцидентом ИБ;
- уточнение дополнительных обстоятельств;
- сбор доказательств и установление причин инцидента ИБ;
- минимизация негативных последствий инцидента ИБ;
- информирование и консультирование работников Оператора по действиям обнаружения, устранения последствий и предотвращения инцидентов ИБ;
- разработка мероприятий по обнаружению и предупреждению инцидентов ИБ.
4.4. В процессе проведения разбирательства инцидента ИБ обязательными для установления являются:
- дата и время совершения;
- ФИО, должность сотрудника допустившего нарушение ИБ;
- уровень угрозы инцидента ИБ;
- обстоятельства и мотивы совершения инцидента ИБ;
- информационные базы, затронутые инцидентом ИБ;
- характер и размер реального и потенциального ущерба;
- обстоятельства, способствовавшие возникновению инцидента ИБ.
4.5. На время проведения расследования лицу, допустившему нарушение, запрещается доступ к персональным данным субъектов и информационным базам, которые их содержат.
4.6. В ходе проведения разбирательства проводится оценка негативных последствий от инцидента ИБ. В ходе оценки учитываются:
- прямой финансовый ущерб;
- репутационный ущерб;
- потенциальный ущерб;
- косвенные потери, связанные с недоступностью сервисов, потерей информации;
- другие виды ущерба или аспекты негативных последствий для Оператора и субъектов персональных данных.
5. Завершение разбирательства
5.1. По завершению разбирательства инцидента ИБ, принимается решение по вопросу о целесообразности привлечения виновного работника к дисциплинарной ответственности.
5.2. В случае выявления в инциденте ИБ признаков административного правонарушения или уголовного преступления Оператором подается заявление в правоохранительные, либо иные органы, компетентные принимать решения по указанному факту.
5.3. На основании полученных результатов разбирательства ответственный за организацию обработки персональных данных в срок не более 3 (трех) рабочих дней организовывает проведение мероприятий, направленных на снижение рисков информационной безопасности в будущем.